Сергей Александрович Есенин вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями “золотого века” и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века “серебряного”, стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.
Поэтический мир раннего Есенина (1910—1913) —явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период (“Береза”, “Ночь”, “Звезды”, “Весенний сад”), свидетельствуют о любви поэта ко всему многоцветному и многоголосому миру, окружающему его. Родина, природа, поэтический мир лирического героя становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина.
Главная тема поэзии Есенина — тема родины. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”, — писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.
Родина — это прекрасная “голубая” Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, про которую поэт скажет: “Люблю до радости и боли...”
Родина — это нищая, многострадальная Россия, “черная, потом пропахшая выть”, заброшенный край, “пустырь”.
Родина — это и смиренная крестьянская страна, где “мирные пахари” и “добрые молодцы” готовы к любым испытаниям “без печали, без жалоб и слез”.
Родина — это Русь молитвенная, “покойный уголок”, где благодатный райский дух, где “хаты — в ризах образа”, где березы — “большие свечки”, ели — “монашки”, а ветер — “схимник”. Лирический герой — богомолец, пастух или “странник убогий”, славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать.
Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней о России. В стихотворении 1914 года “Гой ты, Русь, моя родная...” Есенин утверждает:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою!” Но и спустя 10 лет в “Руси советской” он стоит на своем:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, “изумительными в своей красоте”. Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение “В хате”). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Есенинская Россия — небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов “на туманном берегу”:
Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь — родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с “Россией — тайной”, “светлой женой” стоит другая: “матушка Русь”, гулящая, нищая и бесприютная:
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...
Но все же вопреки всему через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь: “Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую” и “...не любить тебя, не верить — я научиться не могу”.
Творчество С. Есенина, своеобразно отразившее существенные стороны жизни, быта, национального духа России, является памятником своей эпохи.