Прежде чем говорить о пространстве и времени в поэзии С. Есенина, мы должны выяснить, что такое пространство и время. Проблема освоения пространства возникает в мифе, как повествование, рассказ. Древнему человеку, чтобы понять мир, нужно было понять пространство. Возникают " космогонические мифы" о том, как создавался мир. В архаичной модели мира пространство оживотворено, одухотворено и качественно разнородно. Оно не является идеальным, абстрактным, пустым, не предшествует вещам, его заполняющим, а наоборот, конституируется ими.
Мифопоэтическая вселенная - не просто широкое, развертывающееся вовне, свободное пространство. Это пространство к тому же организовано, расчленено, состоит из частей. К центру ведет путь, то есть то, что связывает самую отдаленную периферию и все объекты, заполняющие пространство, с высшей сакральной ценностью – святыней. Пространство и время взаимосвязаны. Они основные параметры вселенной. Следующим этапом освоения пространства является фольклор, в котором оно получает свое развитие в эпосе (сказках, былинах). В.Я.Пропп считает, что в основе организации " волшебной сказки " лежит обряд посвящения (инициации) юноши в мужчину. Согласно обряду юноша должен был пройти через серьезные испытания на выживание, если он выдерживал их, то возвращался домой и признавался взрослым, получал новое имя. Пространство и время в художественном тексте также очень тесно связаны. Две эти категории влияют друг на друга, иногда существуют в неразрывном единстве. В литературе, по определению Бахтина, это единство называется хронотопом. Время и пространство по-разному осваиваются в каждом из литературных родов. Для лирики пространство не имеет большого значения, и она может обходиться вообще без моделированного пространства, потому что это внутреннее пространство – состояние души героя.
Хотя все зависит от автора, и поэтому многие лирические произведения имеют внешнее пространство. В художественной литературе пространство и время дискретны, то есть прерывны. Целостная пространственная картина мира может быть составлена по принципу мозаики, из множества отдельных фрагментов – стихотворений, которые могут быть объединены в цикл стихов. Всякое художественное пространство является авторской моделью мира, "оно отражает и пересоздает окружающую действительность". Лирика С. Есенина отражает мировосприятие, формировавшееся на основе народных мифологических представлений о картине мира, которые были закреплены в крестьянских земледельческих и календарных обрядах и праздниках, а также в народной эпической и лирической поэзии.
В результате время, отражая годовой круг, предстает как циклическое. Движение времени обозначено указанием на череду календарных и христианских праздников. Главным христианским праздником на Руси считается Пасха. Этому священному для всех верующих дню посвящено стихотворение " Пасхальный благовест" (1914 г.). О другом, не менее важном дне, говорится в стихотворении " Чую радуницу божью " (1914 г.). Оно повествует о Радунице – дне поминовения усопших, который отмечается во вторник второй пасхальной недели. Если мы обратимся к таким стихотворениям 1914 г. как" Троицыно утро, утренний канон…" и " Зашумели над затоном тростники…", то увидим, что в них называется Семицко – Троицкая неделя и частично описан языческий обряд гадания, сохранившийся от древнего обряда, приуроченного к " русальной неделе". Празднично – ритуальное время в этих произведениях выражено через обрядовые атрибуты, которые реализуются на пространстве деревни.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Во время этого праздника вся деревня словно преображалась, дома украшались ветками, цветами, лентами.
На резных окошках ленты и кусты
Которые символизировали расцвет новой жизни, весну. Не менее важное и увлекательное действо семиковой, троицкой недели – гадание на венках. Девушки плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку судили об ожидавшей их участи (дальнее или ближнее замужество, девичество, смерть суженого). Об этом обряде рассказано в стихотворении " Зашумели над затоном тростники…"
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.
Если в первом стихотворении идет речь о возрождении новой жизни весной, о счастье, то во втором о горе и приближающейся смерти. Об этом можно судить, если прочитать стихотворение дальше.
На березке пообъедена кора,
Выживают мыши девушку с двора.
Обращаясь к пространственным характеристикам мифопоэтической картины мира С.Есенина, можно говорить о том, что, описывая пространство в своих произведениях, автор также опирается на богатый опыт народной и классической поэзии. Пространство предстает у него в "мозаичном виде", то есть постепенно расширяется от одного стихотворения к другому и в целом создает картину авторского мировосприятия. Одним из таких пространственных образов является образ дома. Тема дома как пространства дружественного, противопоставленного антидому определилась еще в сказочном эпосе. "Изба простолюдина – это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов. Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок – небесному своду, а матица – Млечному Пути." Если мы рассмотрим содержание этого образа, то увидим, что его пространство делится на внешнее и внутреннее. Внутреннее пространство дома в произведениях представлено через описание бытовой обстановки. Центром этого пространства является русская печь.
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц…
Как и в любой крестьянской избе, в доме лирического героя есть домашняя утварь
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас…
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко…
(" В хате." 1914 г.)
В стихотворениях часто упоминается так называемый "красный угол" с божницей.
На божнице за лампадкой
Улыбнулась Магдалина.
("В лунном кружеве украдкой…" 1915 г.)
Уже светает, краской тараканьей
Обведена божница по углу…
("Голубень." 1916 г.)
Восприятие дома, как конкретного пространства, становится возможным благодаря наполненности текстов такими архитектурными деталями, как окно, порог, крыша. Все они выполняют пограничную функцию, отделяя дом от внешнего пространства. Через окно лирический герой наблюдает окружающий его мир.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
("Подражанье песне." 1910 г.)
Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу.
("Калики." 1910 г.)
Стекло окна защищает дом и его обитателей от непогоды.
Но мелкий дождь своей молитвой ранней
Еще стучит по мутному стеклу.
("Голубень." 1916 г.)
Дом, являясь центром вселенной, связан с космосом. Эта связь осуществляется через крышу.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
("Вот уж вечер. Роса…" 1910 г.)