Есть основание полагать, что стихотворение написано не в 1910 году, как помечено Есениным, а позже в 1914 году. Именно об этом времени вспоминал Н. Сардановский – друг юности поэта: "Однажды взволнованный Есенин сообщил мне, что профессор особенно одобрил его стихотворение "Выткался на озере алый свет зари…". Он прочитал мне это стихотворение, и я впервые почувствовал, что в стихах Есенина появляется подлинная талантливость". О более поздней датировке стихотворения в определенной степени говорит и его первая публикация – журнал "Млечный путь". Москва 1915 год № 3 март.
"Некоторые хронологические даты создания отдельных стихотворений, представленные Есениным, - говорилось в заметке "От издательства" в первом томе его "Собрания стихотворений" Госиздат 1926 год, - так же сохранены в неприкосновенности, хотя нет твердой уверенности в их подлинности, потому как в этом сомневался и сам поэт. Это, в частности, можно отнести к стихотворениям помеченным 1910, 1911, 1912 годами.
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.
1910 год.
ПЕСНЬ О СОБАКЕ
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды не замерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Вспоминая свою Берлинскую встречу с поэтом в 1022 году, Максим Горький писал в очерке "Сергей Есенин": "Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят… Я сказал ему, что, он на мой взгляд, первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных. После этих слов подумалось, что Есенин больше чем поэт, не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком".
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Последние стихотворение Есенина. 24 декабря 1925 года поэт из Москвы приезжает в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и останавливается в гостинице "Англетер", по соседству со своими московскими друзьями Устиновыми. В последующие дни в гостях бывали знакомые литераторы, того времени. Е.А. Устинова в последствии вспоминала, что 27 декабря Сергей Александрович "стал жаловаться, что в этой паршивой гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня кровью". Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака…" Стихотворение было извлечено из кармана пиджака и прочитано только на следующий день…
Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой".