Метафоричность образов - это черты художественного стиля поэта. О способности поэта раскрывать на основе сходства явлений внешне предметной и психической жизни, пользоваться различными приемами метафоризации, выпуклого конкретно - вещественного выражения переживаний, идущими чаще всего от народной загадки и песни, много писалось в критике и в исследовательской литературе, обосновывался вывод о том, что с годами есениская конкретно - предметная образность видоизменялась, качественно обогащалась и совершенствовалась, пополнялась новыми приемами и формами. Поэт улавливает запах вишен и моха от поднимающейся как бы из глубины леса луны, он даже слышит, как
…Нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Хвойной позолотой взвенивает лес
Меж кустов ворковала река.
Эту неповторимую и тленную красоту поэт пытается продлить, хотя бы метафорически, в бытие природы. Отсюда слияние женского образа с пейзажем:
С алым соком ягод на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И как снег лучиста и светла.
Ивы - кроткие монашки.
Обращение к сравнительной поэтике раскрывает глубинную, пожалуй, генетическую связь образов, символов, поэтических реалий, окружающих есенинского героя. Это и образ страдания - сердца, преображенный Есениным в разветвленную метафору, вовлекшую в свое поле образы глаз, лица, волос и т.д. Это и образ коня - судьбы с трагическим финалом, судьбы звезды, осенней темной ночи, пути - дороги, времени:
Что когда - то было ясно соколу пора - времечко,
Что летал - то млад - ясен сокол по поднебесью…
Совершенным символическим аналогом человека в поэтическом мироощущении
Славянских народов является дерево.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Поэт писал о любви к животным, осуждал жестокое обращение с ними. Эти образы используются в поэзии С. Есенина и как традиционные литературно - фольклорная символика. В стихотворении "Русь" вороны - вестники несчастья:
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Красногривый жеребенок символизирует старую патриархальную деревню, еще
не осознавшую переход к новой жизни.
Неужели он не знает, что живых коней
Победила стальная конница.
Чаще всего наименование животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому - либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения.
Как скелеты тощих журавлей,
Стоят ощипанные вербы…
Синий сумрак, как стадо овец;
По цветовому сходству:
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат;
по близости и сходству функций:
Как птицы, свищут версты
Из - под копыт коня…
Как желна, над нею мгла носилась;
По какому - либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым седоком…
Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии - песни форму параллелизма:
Не кукушки загрустили - плачет Танина родня.
В произведениях Есенина анималистическое ( изображение животных ) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.
Желтый цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с рыжей кобылой. Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету), она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Вот почему возникает сопоставления явлений природы с животными: месяц - "ягненочек кудрявый", "жеребенок", "золотая лягушка", весна - "белка", тучи - "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - "бревенчатая птица", печь - "верблюд кирпичный". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы: лапы, морды, рыла, когти, клювы:
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок;
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят;
Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймленные синью рога.
Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля С. Есенина, синкретизм образов. Использование в произведениях названия животных обычно сопровождаются прилагательными - эпитетами, чаще всего со значением цвета: желтый ворон, медведь, заяц, бабочка; черный лебедь, конь, птицы, галки, жаба; красный лебедь, конь, красногривый жеребенок, красношерстная верблюдица,; рыжая кобыла, рыжее стадо, рыжие щенята. Больше всего цветовых определений имеет слово конь: белый, буланый, красный, розовый черный. Эпитеты конкретизируют образы животных и служат средством их поэтизации, авторской оценки. Поэт наделяет их человеческими качествами:
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше не о ком.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где - то иволга.
Образы животных используют и как символы, традиционно установившиеся в русской литературе и фольклоре, например лебеди - символ красоты. Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: красный конь - символ революции, розовый конь - образ молодости, черный конь - предвестник смерти. Для положительной обрисовки образов животных используются и эмоциональная лексика, и словообразовательные средства, и метафорические эпитеты, и особые интонации.