Ее можно объяснить по меньшей мере двумя обстоятельствами. Сборник "Радуница" складывался не без влияния того литературного окружения, в котором оказался Есенин в Петрограде. Незадолго до этого, живя в Москве, он был близок к рабочей и 507 социал-демократической среде, где начало пробуждаться его социальное сознание. Но связь эта решительно оборвалась с его переездом в Петроград. Окружение молодого поэта стало совсем иным - противоположным по своему духу и настроению: Городецкий, Клюев, литературные салоны… Эта новая среда могла только притупить социальное зрение поэта, увести его в сторону от жгучих вопросов современности. С другой стороны, нельзя оставить без внимания то, в чем признавался сам поэт, когда говорил, что он "происходит не из рядового крестьянства", а из "верхнего слоя".
В "Радунице" отразились первые детские и юношеские впечатления Есенина. Эти впечатления не были связаны с тяжестью крестьянской жизни, с подневольным трудом, с той нищетой, в которой жило "рядовое" крестьянство и которая рождала чувство социального протеста. Все это не было знакомо поэту по собственному жизненному опыту, не было пережито и прочувствовано им. Но с чем отлично был знаком Есенин с ранних лет - это картины родной природы.
Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Самая сильная сторона сборника "Радуница" как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы, которую так хорошо видел и глубоко чувствовал поэт. Основная лирическая тема сборника - любовь к России. В стихах на эту тему сразу же отходили на задний план действительные и кажущиеся религиозные увлечения Есенина, ветхая христианская символика, все атрибуты церковной книжности. В стихотворении "Гой ты, Русь моя родная…" он не отказывается от таких сравнений, как "хаты - в ризах образа", упоминает о "кротком Спасе", но главное и основное в другом: Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте Родину мою". Сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Часто пейзаж безрадостен. Поэт с болью восклицает:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
В стихах Есенина много подобных печальных картин, которые правдиво отражали состояние деревни в царской России. И тем сильнее была любовь поэта к родному краю. Но любовь Есенина к Родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России. Он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. "Опять ты вновь заголубела, Моя родимая земля", - пишет он. "Заголубели долы", вокруг "синяя ширь", от воды "синь во взорах", "На лазоревые ткани Пролил пальцы багрянец", вечерами встают "малиновые зори", в поле виден "зардевшийся мак"> "серебром покрылся мох" и "Опять раскинулся узорно Над белым полем багрянец".