Поэзия С. Есенина - яркая и неповторимая страница русской литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Ей свойственно глубокое чувство родины, острое переживание исторических судеб деревни, отражение существенных черт национального характера. С. Есенин в своем творчестве опирался на традиции народной поэзии. Глубинная связь поэта с фольклором не прерывалась на протяжении всей его жизни. Песенная атмосфера, окружавшая поэта в детские годы, оставила в его душе глубокий след. Мать считалась лучшей песенницей в селе, хорошо пел отец; дед, воспитывавший С. Есенина, знал наизусть множество песен. Из всех жанров устного народного творчества особенностям таланта поэта больше всего соответствовала народная песня. На основе использования стилистических возможностей лирической народной песни написаны такие стихотворения, как "Выткался на озере…", "Хороша была Танюша…", "Ты поила коня из горстей в поводу…" и другие.
Во многих стихотворениях С. Есенина можно проследить ассоциативные связи с содержанием известных народных песен. Яркий пример - стихотворение "Ямщик":
Пора, ямщик, вперекор этой ночи,
Хочешь, сам я тебе подпою
Про лукавые девичьи очи,
Про веселую юность мою.
В этих строках легко угадывается песня "Вот мчится тройка удалая… ". Эта связь углубляет содержание есенинских стихов: к авторскому сожалению о прошедшей юности добавляется грусть и печаль ямщика, всему происходящему придается общечеловеческое измерение. Связь с народной песней реализуется и в перефразировании отдельных строк, во введении образов-символов:
Плачет и смеется песня лиховая,
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Эти строки восходят к народной песне:
Липа вековая над рекой шумит.
Песня удалая вдалеке звучит.
Корни есенинской поэзии глубоки, они прочно вросли в национальную почву и на протяжении всей жизни поэта глубоко питали его поэзию соками родной земли. Фольклорную поэтику С. Есенин использует при раскрытии характера героя, при изображении различных настроений, деталей портрета, при описании природы. Часто С. Есенин использует богатый опыт народной поэзии, прибегая к опыту олицетворения. Черемуха у него " спит в белой накидке ", вербы - плачут, тополя - шепчут, "пригорюнились девушки-ели", "словно белою косынкой повязалася сосна". Но, в отличие от устного народного творчества, С. Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда два описания сливаются:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Здесь показана предосенняя березка, которая настолько уподоблена девушке, что невольно заражаешься чувствами, вызванными расставанием влюбленных. Используя поэтику и стилистику народной песни, С. Есенин как бы процеживает их через литературные традиции, через собственное мироощущение. Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи, природа, навсегда остались в поэзии С. Есенина предметом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности.