Я знаком с творчеством большого количества писателей и поэтов разных времен. Есть среди них и любимые. Из зарубежных авторов - это В. Шекспир, Э. Войнич, О. Уайльд, Э. Хемингуэй, из отечественных - Н. Гоголь, А. Чехов, Н. Гумилев, М. Булгаков, В. Быков. Их произведения таят глубоко в себе какую-то вечную загадку для меня, которая будет существовать всегда. Все они жили в разное время и писали каждый о своем и по-своему. Наверное, талант художника заключается не только в искусном владении формой, не только в приближении к полному самовыражению, но и в том, насколько другие люди в другие времена могут найти в его произведениях частицу самих себя. По словам Оскара Уайльда: "…Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится". Получается, что человек ищет в искусстве аналоги своей судьбе, своим чувствам, своим мыслям, поэтому, зная о любимых писателях и поэтах того или иного человека, можно сказать кое-что и о нем самом.
Мне бы хотелось рассказать о В. Высоцком - поэте-барде. Он родился в 1938 году и прожил сорок два года. У него была очень непростая и насыщенная жизнь. Многим В. Высоцкий известен как артист Театра на Таганке. Одна из центральных его ролей - Гамлет. Интересно сравнить стихотворения "Гамлет" Б. Л. Пастернака и "Мой Гамлет" В. Высоцкого. У Пастернака акцент, мне кажется, на строчках:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить не поле перейти.
Да, каждый человек в какой-то момент жизни переживает в той или иной степени то, чем мучился герой Шекспира. Стихотворение В. Высоцкого "Мой Гамлет" гораздо длиннее. Это очень долгий и подробный рассказ о том, что Пастернак назвал одним словом "фарисейство":
Я видел - наши игры с каждым днем
Все больше походили на бесчинства…
Как прожить во всем этом?
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.
Мир стихов В. Высоцкого огромен и многоголос. Песни о Великой Отечественной войне оставляют сильное впечатление. Казалось бы, человек, не испытавший в силу своего возраста все тяготы войны, не может писать о ней, а он писал и пел, потому что это его волновало. Наблюдая и узнавая жизнь более старших поколений, Высоцкий постигал судьбу своего народа, своей страны. Память и боль о пережитом отдельно взятых людей становятся общей памятью и болью.
Как разрезы, траншеи легла
И воронки, как раны, зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Многие его песни о войне - от первого лица. Изображая определенную ситуацию, он как бы задает и себе вопрос: "А я бы как поступил?" Прежде всего, это песни очень настоящих людей. У В. Высоцкого есть стихи, посвященные дружбе, горам, морю:
Служение стихиям не терпит суеты,
К двум полюсам ведет меридиан.
Благословенны вечные хребты,
Благословен Великий океан!
Лирический герой этих песен - человек, на которого можно положиться, который не подведет.
Есть у Высоцкого и баллады: "Баллада о любви", "Баллада о детстве", "Баллада о брошенном корабле"…
Если мясо с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа наблюдал свысока
И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом -
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем!
Все песни его очень искренние и личные. Высоцкий, по-моему, не умел и не любил кривить душой:
Досадно мне, что слово "честь" забыто
И что в чести наветы за глаза.
Он не хотел слепо подчиняться государству, всеобщему мнению:
Я согласен бегать в табуне,
Но не под седлом и без узды.
В стихах, посвященных любви, у Высоцкого есть очень важная проблема, которую поэт решает для себя однозначно. Это вопрос
Постоянства в любви. По Высоцкому, любовь - чувство, дающееся человеку свыше. Над ним он не властен, поэтому нельзя давать никаких обещаний.
Люблю тебя теперь -
Без пятен, без потерь,
Мой век стоит сейчас - я век не перережу!
Во время, в продолжении, теперь —
Я прошлым не дышу и будущим не брежу.
Для поэта любить - это значит жить:
Потому что если не любил - Значит, и не жил, и не дышал!
Поэзия Высоцкого обращена непосредственно к каждому человеку, к его душе. Она пробуждает во многих людях истинные человеческие качества. Сам он говорил, что авторская песня для него - форма доверительного разговора со слушателем о том, что тревожит его на данный момент.
Почему же В. С. Высоцкий относится к моим любимым поэтам? Наверное, ответить на этот вопрос объективно просто невозможно. Но все-таки те проблемы, которые волновали его, волнуют и меня, этим можно объяснить мой личный интерес к творчеству Высоцкого. И еще от его песен исходит какая-то невидимая энергия, помогающая жить, принимать решения и просто быть человеком.
В заключение хочется сказать, что я сам до конца не понимаю, почему В. Высоцкий - один из моих любимых поэтов. В этом есть некоторая тайна. Была тайна и в нем самом, и в его желании узнать:
…а есть предел там, на краю Земли?
И можно ли раздвинуть горизонты?