по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

КОНТРАСТ КАК ОБЩИЙ ПРИНЦИП РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ У М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

5 мин.
23
0
ALLPOETRY
2012-10-13 23:26:48

В балладе "Тамара" (1841) обычная для Лермонтова тема видимости и сущности ("Прекрасна как ангел небесный, Как демон коварна и зла") получает всестороннюю и многообразную трактовку. Как помним, звуки для Лермонтова всегда выступали символом чего-то идеального, небесного, затаенно-мечтательного и прекрасного. Но здесь самый голос Тамары, по видимости, но внешнему выражению гармонирующий с ее красотой, становится губительным и выражающим ее демоническую, коварную и злую душу. Обозначенный во второй строфе контраст расширяется до всеобщих пределов. Кольцевая композиция подтверждает безусловный характер контраста, первые четыре строфы в новом виде воскресают в последних четырех:

В глубокой теснине Дарьяла,

Где роется Терек во мгле,

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале.

В той башне высокой и тесной

Царица Тамара жила:

Прекрасна как ангел небесный,

Как демон коварна и зла.

Но только что утра сиянье

Кидало свой луч по горам,

Мгновенно и мрак и молчанье

Опять вонарялися там.

Лишь Терек в теснине

Дарьяла Гремя нарушал тишину;

Волна на волну набегала,

Волна погоняла волну;

И там сквозь туман полуночи

Блистал огонек золотой,

Кидался он путнику в очи,

Манил он на отдых ночной.

И слышался голос Тамары:

Он весь был желанье и страсть,

В нем были всесильные чары,

Была непонятная власть.

И с плачем безгласное тело

Спешили они унести;

В окне тогда что-то белело,

Звучало оттуда: прости.

И было так нежно прощанье,

Так сладко тот голос звучал,

Как будто восторги свиданья

И ласки любви обещал.

Контрасты рассыпаны Лермонтовым всюду; голос Тамары "весь был желанье и страсть", но обещанная любовь оборачивается похоронной тризной, а гибель человека вызывает новые порыви любовной страсти. Здесь не столько перелив или переход одного чувства в другое, сколько постоянство конфликтов, непременная и необъяснимая извращенность чувств, находящихся в непримиримом боренье. Но за этими видимыми конфликтами есть и другие. Страшное содержание конфликтует с пленительной, чарующей звукописью, нарочитой мелодичностью, "музыкальностью" интонационно-стихового строя. Постоянные повторы как бы передают волшебную магию звуков "сладкого голоса" Тамары:

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале...

В нем были всесильные чары,

Была непонятная власть...

Сплетались горячие руки,

Уста прилипали к устам...

Сошлися на свадьбу ночную,

На тризну больших похорон...

Волна на волну набегала,

Волна погоняла волну...

-И было так нежно прощанье,

Так сладко тот голос звучал...

Последующая строка возникает из предыдущей, подхватывает ее. Противоречивость поэтики наблюдается буквально в каждой строфе. Строчки "Прекрасна как ангел небесный, Как демон коварна и зла" контрастируют с содержанием, что подчеркнуто антитезой, но одновременно музыкально соединены; вторая строка синтаксически параллельно путем повторенного сравнения связана с предыдущей. Единство противоречивых принципов, их неразъемность и непримиримость проникает в поэтическую ткань. Сюжетная, повествовательная основа и лирический поток находятся и явном противоречии. "Музыкальность", предстающая в параллелизмах, повторениях, нарочитой "сладкой" нвукописи, дисгармонирует с реальным чувством. Любовь таит смерть, а преступник взывает к любви. Все перевернулось, везде видна изнанка идеальных мечтаний, но мир полон этих противоречий, и его теперешнее состоя-11 ие — глубокий внутренний разлад, пронизывающий его сверху донизу. Добро не существует вне зла, а зло принимает форму добра. И опять-таки как контраст к этому закону мирового бытия выступает лирическое переживание поэта.

Мне помогло !
Жалоба
Печать