по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

ЛЕРМОНТОВСКИЙ ИДЕАЛ РОДИНЫ

6 мин.
25
0
ALLPOETRY
2012-10-13 22:41:26

Подобно тому как исконные, изначальные качества русского солдата связаны с его природной чистотой и цельностью, органическая природная жизнь России соединяется в сознании Лермонтова с русской деревней, со столь же непосредственным и простым бытом русских "мужичков". Оказывается, именно крестьянин, именно деревенская Россия стоят ближе всего к природной жизни, а природная жизнь ярче и полнее всего воплощается в русской деревне. Для дворянского интеллигента это было поистине "странным" и неожиданным открытием истинного облика России. Но само по себе открытие жизнеспособных элементов внутри национального бытия, именно в русской деревне, в быте мужика, заключало такие черты, которые оказали громадное влияние на развитие всей русской литературы последующего времени. Здесь запечатлелась перестройка сознания дворянского интеллигента. Его личное сознание как бы "выламывалось" из круга дворянской идеологии и переходило в круг идеологии разночинской. Лермонтовская "Родина" запечатлела этот трудный процесс перехода, когда личность делала первые шаги к новой идеологии, и в самом деле бывшей для нее "странной".

Лермонтовский идеал заметно уточняется и приобретает новые качества по сравнению с ранней лирикой. Художественная мысль Лермонтова закономерно обратилась к народу. Противопоставление цивилизации и естественного, природного мира оказалось чреватым богатыми художественными идеями. От лермонтовской "странной любви" было уже недалеко до блоковской любви к "родным лохмотьям", до поэтизации правды народной у Достоевского, до эпических картин Льва Толстого. Лермонтову оказалась близкой и пушкинская гуманность, хотя мысль Лермонтова развивалась из иного источника и шла ины#и путями. Пушкин видел прогресс России в цивилизации, для него не меркло имя Петра I и связанная с ним европеизация страны. Для Лермонтова цивилизованный мир уже потускнел в своей значительности, он чужд всякой человечности, основан на ложных достоинствах.

Лермонтов отрицает цивилизацию, но порой признает ее неизбежность. Цивилизация несет гибель, потому что основана на ложных принципах. Надо очистить от цивилизации первоначальные, естественно-природные свойства народной жизни и опереться на них в дальнейшем движении. Вот почему стала возможной творческая встреча двух художников при несомненном и качественном различии их художественных идей. Не случайно "Родину" Белинский назвал "пушкинской вещью". Не только строфа "Иные нужны мне картины" из онегинских путешествий, с которой много общего у лермонтовской "Родины", но и самый дух пушкинской поэзии близки Лермонтову. Лермонтов любит Россию не за что-то, а потому что не может не любить.

Для уяснения специфичности лермонтовской мысли в "Родине" нужно отметить две стороны. Пейзаж в стихотворении - не бытовая зарисовка, каких уже появлялось в поэзии много. Он проникнут глубоким философским смыслом. Лермонтов нарочито прозаизирует сельскую картину и романтизирует быт крестьян. В первом случае он идет вслед за Пушкиным, а во втором - полемизирует с ним. Наконец, пейзаж в "Родине" раздвигается до грандиозных масштабов и тут же суживается до крестьянского быта. Для художественной мысли Лермонтова это имеет принципиальное значение. Русский пейзаж в "Родине" грандиозен и спокоен. "Но это спокойствие,- как сказано в "Герое нашего времени",- часто признак великой, хотя скрытой силы…"

Грандиозные картины природы, масштаб, примененный Лермонтовым к их описанию, подчеркивают внутреннее, затаенное величие и мощь. Конкретизация этого пейзажа до характерных примет русской деревни, живущей нехитрыми трудовыми заботами и радостью короткого праздничного отдыха, помогает понять, какие великие надежды связывал поэт с крестьянским миром.

Мысль Лермонтова развивалась в направлении реализма, объективный мир уже вошел в сознание поэта, но реалистический принцип выражения переживания не воплотился в лермонтовской лирике последовательно. При всем глубоком внимании Лермонтова к реальной действительности антитеза "природа и цивилизация" остается для поэта незыблемой. Это не только расшатывало романтический принцип выражения лирических переживаний, но и создавало почву для его укрепления. На этой общей основе одинаково свободно могли появляться произведения как реалистического, так и романтического плана. Речь в данном случае идет не о синтезе или синкретичное двух методов, не о слиянии их в один, а о доминирующих тенденциях, которые в целом определяли реалистический или романтический характер лермонтовских произведений.

Новый взгляд на природу и цивилизацию был учтен поэтом и в романтических произведениях. Лермонтов становится строже к их художественному содержанию, разнообразнее и одновременно лаконичнее в использовании интонационно-художественных форм выражения лирического переживания, внимательнее к реальным процессам, происходящим в жизни.

Мне помогло !
Жалоба
Печать