по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

ПРИЕМ ОДУШЕВЛЕНИЯ В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА

9 мин.
25
0
ALLPOETRY
2012-10-13 22:14:35

Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи - рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. "Тихонько плачет" покинутый тучкой одинокий старый утес.

А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторванный от ветки, никому не нужный, не знающий сна и покоя. Как характерно то, что "до срока созрел он". Ведь так Лермонтов напишет и о целом поколении, сравнив его с ранними плодами ("Душа"). Стихотворения такого типа основаны на олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Даже перевод стихотворения Гейне звучит совершенно оригинально: "На севере диком…" Очень точно Лермонтов использует прием одушевления. Прием одушевления - не редкость в поэзии, но, по наблюдениям исследователей, Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. "Он был похож на вечер ясный", - пишет поэт о Демоне.

В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Часто гармония природы противопоставляется дисгармонии в души человека. "В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом, что же мне так больно и так трудно?" природа может таить опасность, казаться враждебной человеку, как это происходит в поэме "Мцыри": "И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота", героя "палит огонь безжалостного дня". Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: "О, я как брат обняться с бурей был бы рад!", 2глазамаи тучи я следил, рукою молнию ловил…" ("Мцыри"). Мы видим, что природа для поэта - это великолепный божий сад. Лишь она может убаюкать душу, хоть на время, в поэтичном сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью. Он желает, "чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел" над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: "Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа".

Только это поможет ему умереть, примириться с судьбой, думая о любви. Даже суровый, мрачный и скептически настроенный Печорин способен в редкие минуты почувствовать свет, исходящий от природы: "Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Весело жить в такой земле". Конечно, поэту - романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, любит и "росой обрызганный душистый ландыш", и "малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка", и "холодный ключ", играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива…" Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает все любимые явления природы, самые светлые впечатления. И они вызывают минуты умиления, когда мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и небо, душа и мир объединяются в одном счастливом порыве. Только благодаря природе переживает он такие мгновенья, так как она, в отличие от человеческого мира, являет собой плоды рук Творца в неискаженном, чистом образе.

Мне кажется, что нельзя представить себе поэму "Мцыри" без картин природы. Если исключить описание природы из текста, исчезнет не только красота и поэтичность произведения. Без пейзажей поэма станет похожа на человека без души. Останется лишь тело, исчезнет духовный мир. Поэма не статья, где автор рассуждениями и аргументами доказывает какую-нибудь мысль. В стихотворном произведении всегда есть таинственный и необъяснимый мир чувств. Он может быть выражен по-разному. Душа поэмы "Мцыри" - природа Кавказа. М.Ю.Лермонтов не "фотографирует" природу. Он рисует ее образно, создавая необычный мир поэмы:

…Там, где, сливаясь, шумят,

обнявшись будто две сестры,

струи Арагвы и Куры…

Как удивительно поэтично это сравнение! Красота каждой картины природы - это красота всей поэмы, красота души Мцыри, ведь именно его глазами мы видим окружающий мир. Все время по-разному воспринимает Мцыри природу. сначала в ней тоска:

…Сердце билося живей

При виде солнца и полей

С высокой башни угловой,

Где воздух свеж и где порой

В глубокой скважине стены,

Дитя неведомой страны,

Прижавшись, голубь молодой

Сидит, испуганный грозой…

Потом в пейзаже воплощается бунт души Мцыри против однообразной, никому не нужной жизни:

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой

Меж бурным сердцем и грозой?

Потом природа становится символом блаженства, необъятности свободы:

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

Он так прозрачно был глубок;

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Тонул…

Каждый человек, любящий свою родину, любит ее природу. Мцыри почти не знает мира своей страны, но он любит ее через природу, и эта любовь безгранична. Как непроста натура Мцыри! Его мировосприятие поэтично. Конечно, не каждый человек может сказать:

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста…

Принимая бой природы - барса, побеждая его, Мцыри не становится врагом природы, наоборот, он ощущает себя ее частью:

Я пламенел, визжал, как он,

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Сыном природы Мцыри остается до последних минут жизни. И умирает он, как "в тюрьме воспитанный цветок". Его смерть - это гибель мельчайшей, но прекрасной частицы природы. Я думаю, что природа в творчестве Лермонтова всегда была символом свободы. В своих стихотворениях и поэмах он воспевал природу Кавказа. То были романтические зарисовки, поражавшие читателя необычными красками. Лермонтов делится с нами своими мыслями, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни.

Мне помогло !
Жалоба
Печать