по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

ДУМЫ И ЛИРИЧЕСКИЕ МОНОЛОГИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

7 мин.
21
0
ALLPOETRY
2012-10-13 21:42:15

В зрелом творчестве поэта углубляется и уточняется критика общества и враждебной поэту цивилизации. Она становится более конкретной, социально острой и непримиримой. Лично для себя Лермонтов не видит никакого выхода, он абсолютно расходится с враждебным миром и ничего от него не ждет. На одном полюсе группируются стихотворения, в которых внутреннее и внешнее одиночество, беспросветный трагизм личного существования определены как бы объективным законом враждебного мира, вызывают беспощадный и суровый отпор. На другом - стихотворения, в которых отчаявшаяся душа ищет утешения в слабых проблесках счастья, предстающего в виде неясной мечты, непонятного звука, ласковой игры природы, мелькнувшего женского лица.

Стихотворения группируются не только тематически, но и по жанрам. В лирике выделяются баллады с явным тяготением к лиризму и ослаблением сюжетной стороны, что было отмечено Б. Эйхенбаумом в его первой книге о Лермонтове; символические стихотворения с объективными образами, несущими печать авторских эмоций, которые обретают некоторую сюжетность; думы или лирические монологи, вмещающие разные жанровые свойства, но тяготеющие либо к ораторской речи, либо к аналитическому размышлению.

Сдвиги, происшедшие в художественном мышлении Лермонтова, прослеживаются и в его романтической лирике зрелого периода. Так, например, в "тюремной" теме ("Узник", "Сосед", "Соседка", "Пленный рыцарь"), как заметил А. Гуревич, исчезает всякая надежда на выход из тупика мрачного и одинокого существования. Горячий порыв к воле сменяется в стихотворении "Узник" (1837) грустным сознанием невозможности вырваться за пределы тюрьмы. В "Пленном рыцаре" (1840) герой осознает бесполезность всяких мечтаний о воле и единственной мечтой, которая может сбыться, для него предстает смерть. Вместе с тем по сравнению с "Узником" лирическое "я" в стихотворении "Пленный рыцарь" более объективировано. Лирическая тема развивается в образах средневековых реалий. Рыцарские доспехи - железный панцирь - сопоставляются с тюрьмой - каменным панцирем. Сравнение между свободным рыцарем, одетым в железный панцирь, и пленным, помещенным в темницу и скованным "новой броней", проходит через все стихотворение. Оно основано на образах свободы и неволи, на постоянном совмещении прежней вольной жизни с нынешней тюрьмой.

Другой тип объективизации продемонстрирован Лермонтовым в стихотворениях "Сосед" (1837) и "Соседка" (1840). В "Соседе" возникает образ случайного товарища по тюремной доле. Чужое сознание оказывается близким поэту, он с изумлением замечает, что люди, разделенные "судьбы коварною игрой", могут быть духовно близки. Мир выстроил непреодолимые преграды:

…и звуки чередой,

Как слезы, тихо льются, льются…

…и слезы из очей,

Как звуки, друг за другом льются.

Чужое сознание, отделенное от автора, особенно ярко проявилось в стихотворениях "Валерик" (1840) и "Завещание". Герой "Завещания" является, в сущности, таким же рядовым участником битвы, каким представлен и герой "Валерика". Кавказские войны, как отметил Л. Пумпянский в статье "Стиховая речь Лермонтова", изображаются поэтом под углом зрения рядового участника сражения.

В стихотворении "Валерик" сознание солдата и сознание дворянского интеллигента - основного героя лермонтовской лирики- сближены, но не тождественны. Описание сражения,-конкретной битвы дано глазами ее непосредственного участника, еще н* лоднявшегося до понимания общего смысла войны. Однако в обрамляющем рассказ о битве обращении к женщине (уже устами дворянского интеллигента) точно сказано о подлинном характере войны. Переживания участника войны включаются в переживания дворянского интеллигента, но даны порознь. Между ними нет пропасти -лермонтовский герой стал участником сражения, солдатом, но он сохранил и свои отличительные черты, присущие ему как человеку иного круга, подверженному сомнению, скепсису и рефлексии ("В наш век все чувства лишь на срок…", "Теперь остынувшим умом, Разуверяюсь я во всем…" и т. д.). Порой эти характерные признаки протестующего сознания передового человека включаются в рассказ о сражении и придают ему более обобщенный, философский смысл, выводя за пределы конкретного военного эпизода. Так возникает характерное для Лермонтова противопоставление прекрасной, лишенной конфликтов природы и цивилизации, человеческого мира, полного противоречий и кровавых ужасов:

Окрестный лес, как бы в тумане,

Синел в дыму пороховом,

А там вдали грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной,

Тянулись горы - и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: "Жалкий человек.

Чего он хочет, небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он - зачем?"

Как участник войны, лермонтовский герой равнодушен и к ее общему смыслу и значению. Это равнодушие подчеркнуто в стихотворении описанием суетливой походной жизни, "мешающей размышлению", "не дающей простора воображению" и "работы голове". В поле зрения героя оказываются "белеющие палатки", "прислуга", спящая у "медных пушек", до его слуха доносится разговор о "старшине", о походах. Его занимают короткий отдых, неожиданно возникшая перестрелка. В этих "удалых сшибках" бывалый, познавший тяготы военной жизни человек видит одни "забавы" и "мало толку". Он знает, что такое настоящий бой, жестокий и кровавый, но и этот бой не соотносится им с общим смыслом войны, который для него вовсе не интересен. Однако, как основной герой лермонтовской лирики, он оценивает и осуждает ее. Эта осуждающая оценка продиктована мятежным, протестующим сознанием передового интеллигента.

Мне помогло !
Жалоба
Печать