Есенин прожил всего тридцать лет. Но след оставленный им в советской
Поэзии, настолько глубок, что его не стерли не усилия некоторых глухих и
Слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которые ощутимо
Давала о себе знать инерция недоверчивого отношения к поэту. Его поэзия
Всегда жила в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит своими
Корнями в толщу народной жизни, питается ее соками, растет из ее глубин.
Есенин отличается такой силой искренности и непосредственности чувств,
Такой напряженностью нравственных поисков и такой чисто человеческой
Неповторимостью, что говорить о его сложном и противоречивом творчестве
Совершенно невозможно без учета его биографии, его жизненного пути.
Особенно важное значение для понимания мировоззрения и поэтического
Мышления поэта имеют те условия, в которых формировалась его творческая
Личность.
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября) 1895г. в
Селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. Воспитывался он
У деда по материнской линии. Есенин с любовью вспоминал об этом суровом, но
Добром к нему к нему человеке "умудренном книжностью", который в зимние
Вечера пел ему старинные песни, "рассказывал библию и священную историю".
Запомнилась и поэту бабка, знавшая множество сказок, "которые слушают и
Знают все крестианские дети". "Детство прошло среди полей и степей". "В
Детстве Я рос, дыша атмосферой народной жизни " - писал о себе поэт.
После окончания четырехгодичного сельского училища его отдают в
Спас-Клепиковскую школу, готовившую учителей церковно-приходских школ; дед
Мечтал об учительской карьере внука. Есенин вынес из школы "крепкое знание
Церковно-славянского языка".Уже в эти годы (1910-1912) начало проявляться
Яркое поэтическое дарование юноши, обозначилась одна из ведущих тем его
Творчества – тема родного края, русской природы ("Хороша была Танюша краше,
Не было в селе", "выткался на озере алый свет зори" и др.).
После окончания Спас-Клепиковской школы весной 1912 г. Есенин
Отправился в Москву к отцу, который, переехав из деревни, к этому времени
Стал приказчиком у одного из замоскворецких купцов. Так началась Московская
Жизнь Есенина.
Нравственные поиски и стремление к поэтическому творчеству приводят
Есенина в "Суриковский кружок". В программе кружка говорилось "Суриковский
Кружок смотрит на себя не только как на кружок писателей из простого
Народа, а как на кружок, около которого объединяются и воспитываются
Духовно народная интеллигенция, вышедшая из народа и порвавшая с ним
Связи".
Пребывание Есенина в "Суриковском кружке" расширило его представление
О жизни, вызвало новые интересы, углубило их демократическую
Направленность. Однако вскоре, почувствовав ограниченность этой среды,
Есенин стремится продолжить свое образование и поступает в Московский
Городской народный университет имени А.Л. Шанявского, благотворителя,
Который ставил своей целью сделать высшее образование доступным для широких
Демократических слоев. Полтора года Есенин обучается на историко-
Философском отделении, в программу которого входили такие предметы, как
Политическая экономия, теория права, история новой философии, общая
История. Одновременно растет его поэтическая активность, в журналах все
Чаще появляются стихи, главным образом о русской природе ("Береза",
"Черемуха", "Проша" и др.)
Новый этап развития Есенина связан с петроградским периодом жизни.
Весной 1915 г. Есенин приезжает в Петроград и сразу же посещает Блока,
Читает ему свои стихи. Эта встреча навсегда врезалась в память Есенина;
Позже он писал, что Блок научил его "Лиричности". В одном из своих писем
Блок назвал Есенина "талантливым крестьянским поэтом".
Есенину было двадцать лет, когда появилась первая книга стихов, как
Бы подводившая итого ранним его поискам, - сборник "Радуница". Он вышел в
Начале 1916 года. Слово "радуница" взято из религиозного лексикона. С этим
Названием связаны многие стихи книги, навеянные религиозными
Представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам
Деда, по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Несомненно, здесь
Примешивалось и клюевское влияние.
Для таких стихотворений характерно использование христианской
Символики, но поэта интересует не сам по себе тот или иной религиозный
Сюжет.
Уже в первом сборнике обнаружилось одно из сильнейших качеств
Есенинской лирики – глубокое чувство любви к Родине. Образ родины предстает
Прежде всего в картинах родного пейзажа, исполненных в нежных,
Романтических приподнятых красках. Поэт видит полевую Россию в радостном
Весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с прихотливо
Извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и морозными
Звездными ночами. Он умеет передать не только красоту и богатство русской
Природы, но и мироощущение, сыновнюю любовь русского человека к своей
Земле.
Однако в раннем творчестве Есенина есть произведение в котором
Прозвучала тема социального неравенства и крестьянского бунта. Эта была
Повесть "Яр" (1915). В ней содержались картины убийства крестьянами
Помещика, расправы над взбунтовавшимися мужиками. В начале 20-х годов в
Творчестве Есенина происходит весьма заметные перемены, причины которых
Лежат в самой советской действительности. К этому времени уже совершенно
Отчетливо определились результаты новой экономической политики. И особенно
Значительны они были в области взаимоотношений между городом и деревней. В
20-е годы лозунг "смычки" между городом и деревней становится одним из
Самых популярных в стране, он входит в сознание народа как одно из основных
Условий самого существования советского государства.
Большую роль сыграла заграничная поездка Есенина. Он побывал в
Германии, Италии, во Франции, в Бельгии, в Америке. Но что поразило Есенина
– это "индустриальный быт" Европы и Америки, высокая и совершенная техника
Намного облегчающая жизнь человека. Поездка Есенина за границу помогла ему
Еще более убедиться в том, насколько высокая городская техника в условиях
Советской России необходима для возрождения русской деревни.
1923-1925 годы были самыми плодотворными в творчестве Есенина. Он
Обретает более устойчивую позицию в оценке советской действительности. В
Стихотворении "Русь уходящая" (1924) поэт без тени сожаления говорит о том
Старом, что отмирает и уходит в прошлое в советской деревне, и
Противопоставляет ему нарождающееся новое. Еще более отчетливо и
Категорично эта тема звучит в стихотворении "Русь советская" (1924).
Поездки в родное село, происшедшие перемены в нем приводят поэта к
Раздумьям о собственном творчестве. Есенин испытывает острое и горькое
Чувство обиды за то, что в родных местах он "словно иностранец", "как
Пилигрим угрюмый". Ему даже кажется, что его "поэзия здесь больше не
Нужна".
Есенин, который во многом отказался от своих прошлых взглядов и
Настроений, чувствовал в 1924-1925 гг. необходимость по – новому сказать о
Революции, не так, как говорил о ней в своих поэмах 1918-1919 гг.,
Написанных в духе Христианской символики.
В 1924 г. он пишет "песнь о великом походе" - поэму о защите
Петрограда от белогвардейских полчищ Юденича. В этом произведении ярко
Выразилось то новое, что стало особенно характерным для творчества Есенина
Последних лет. Сохраняя свою привязанность к исконно –русскому, поэт
Сочетает ее с не менее глубокой привязанностью к новой революционной эпохи.
Национальная основа поэмы ощущается во всем; в тематике, ритмике, лексике,
Образной системе.
Есенина все более увлекает историко-революционная тематика. Он пишет
"Балладу о двадцати шести", посвященную Бакинским комиссарам, небольшую
Поэму "36" о политических ссыльных, борцах против самодержавия.
Так Есенин "на расстоянье" увидел то "большое", что совершалось в
Ходе революции. Так много волновавший его вопрос о судьбах крестьянской
России получает конкретно-историческое разрешение. Самым крупным и
Значительным произведением на эту большую тему является его поэма "Анна
Снегина" (1925).