Биография Понтюса де Тиара

род. 1521 - 1605 ум.
0
0

Понтю́с де Тиа́р (Pontus de Tyard, также Thyard, Thiard, Tiard, родился 20 апреля 1521 Bissy-sur-Fley и умер 23 сентября 1605 в замке Bragny-sur-Saône) — французский поэт, философ и священнослужитель XVI века, член объединения "Плеяда".

По мнению некоторых исследователей, его творчество стоит на полпути между "Плеядой" и лионской школой. При этом вершиной творчества Тиара считается не его поэзия (которую большинство специалистов оценивают как написанную в "витиевато-претенциозном" стиле), а философские диалоги.

Биография

Выходец из знатного рода, Понтюс де Тиар учился в Парижском университете (1537), однако никаких упоминаний об этом в его творчестве не имеется. Он овладел латынью и греческим языком, в меньшей степени — итальянским и ивритом. С 1553 архидиакон Шалона. Около 1543 г. познакомился с Морисом Севом. В 1550-х годах каноник церкви в Маконе.

После 1562 г. отошел от литературной жизни, жил в родовом замке. Существует гипотеза, согласно которой Тиар являлся членом Академии поэзии и музыки. С 1570 служил при дворе Карла IX, а затем Генриха III; из письма Жака Амио, датированного сентябрём 1577 года, известно, что Понтюс рассказывал королю о феноменах звёздного неба. С 1578 епископ Шалона. В 1588 году был делегирован для участия в собрании Генеральных штатов в Блуа, где отстаивал интересы короля; под давлением сторонников Католической лиги был вынужден укрыться в фамильном замке, а затем и отказаться от епископата в пользу своего племянника. На склоне лет, в 1604 году, Тиар опубликовал направленный против иезуитов и лигистов "Фрагмент письма" (Fragmentum epistolae), который имел большой резонанс и позднее привлек к себе внимание Гельвеция.

Творческий путь

Поэзия

Первый поэтический сборник Понтюса де Тиара — анонимно опубликованные "Любовные заблуждения" (Erreurs amoureuses, 1549) — включал в себя сонеты в духе Петрарки. Считается, что Жоашен Дюбелле со своим сборником "Олива" на несколько месяцев опередил Тиара в переносе на французскую почву итальянского опыта и "разработке любовной поэзии нового типа".

Между тем работа над "Любовными заблуждениями" началась, видимо, около 1543 г.; таким образом, есть основания считать именно Тиара первым французским петраркистом).

Вторая и третья книги "Любовных заблуждений" вышли соответственно в 1551 и 1555 годах. Заметна эволюция от первой части к последующим: ослабевает ориентация на поэму Сева "Делия" и одновременно усиливается влияние поэтики "Плеяды" (это касается, в частности, обращения к мифологической образности). В 1573 году Тиар посвятил два своих поэтических сочинения Ронсару — "Элегию к Пьеру де Ронсару" (Élégie à Pierre de Ronsard) и латинскую поэму "О небесных созвездиях" (De coelestibus asterismis). Однако из всех поэтов "Плеяды" Тиар поддерживал наиболее тесные контакты не с Ронсаром, а с Жаком Пелетье.

С именем Тиара связано введение во французскую поэзию секстин и терцин. В 1585 году он выпустил сборник "Двенадцать сказочных историй о реках и источниках" (Douze fables de fleuves ou fontaines), куда вошли короткие прозаические фрагменты, посвящённые той или иной мифологической реке (включая легенду о Нарциссе), а также экфрастические описания картин на соответствующий сюжет, и наконец, эпиграмматические сонеты — подписи к этим воображаемым картинам. Считается, что Тиар в данном случае имел в виду вполне конкретный проект, а именно убранство "салона зеркал" в замке Ане, принадлежавшем Диане де Пуатье. И хотя соответствующие картины не сохранились, современные исследователи не подвергают сомнению сам факт практического осуществления проекта.

В конце жизни Понтюс де Тиар отказался от поэтического творчества и посвятил себя сочинению трактатов и проповедей.

Философские диалоги

В 1551 году был опубликован выполненный Тиаром перевод "Любовных диалогов" Леоне Эбрео. Годом позже он выпустил собственный философский диалог под названием "Первый Одиночка, или Проза о Музах и поэтическом энтузиазме" (Solitaire premier, ou Prose des Muses et de la fureur Poëtique); в 1587 он включил этот и ещё четыре своих диалога в посвящённый Генриху III сборник "Философские диалоги" (Discours philosophiques), который и принес ему наибольшую славу. Сборник, имеющий энциклопедическую направленность, отличается при этом разнородностью.

"Первый Одиночка" представляет собой изложение неоплатонической доктрины о поэтическом вдохновении (Тиар здесь использует комментарии М. Фичино к диалогам Платона "Ион" и "Пир"). Здесь же Тиар дает аллегорические интерпретации связанных с Музами мифов.

"Второй Одиночка" (Solitaire Second ou Prose de la Musique, 1555) посвящён основаниям античного музыкального искусства и космологической трактовке принципа музыкальной гармонии. В диалоге "О времени, лете и его частях" (Discours du Temps, de l’an et de ses parties, 1556) главным из троих собеседников становится Морис Сев, который обсуждает проблему летосчисления и разнообразия календарей; попутно затрагиваются вопросы этимологии и нумерологии.

Диалог "Вселенная, или Рассуждение о частях и природе мира" (L’Univers, ou Discours des parties et de la nature du monde, 1557 — онтологический и космологический трактат, включающий в себя астрономические, метеорологические и географические выкладки; итогом его, однако, становится признание ограниченности возможностей познания перед лицом Божественного. Возможно, именно Тиар — автор "Вселенной" — был первым из писателей, положительно отозвавшихся об учении Коперника. Итогом философской рефлексии Тиара стал отчасти навеянный Цицероном и Пико делла Мирандола диалог "Мантика, или Рассуждение об истинности астрологических предсказаний" (Mantice, ou Discours de la verité de divination par Astrologie, 1558), где от собственно астрологии автор переходит к астрономии и фактически утверждает необходимость подлинно научного познания мира.

Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги, Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...