по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

Биография Торквато Тассо

род. 1544 - 1595 ум.
0
0

Торква́то Та́ссо (итал. Torquato Tasso; 11 марта 1544, Сорренто — 25 апреля 1595, Рим) — итальянский поэт XVI века, автор поэмы "Освобождённый Иерусалим" (1575).

Биография

Детские и юношеские годы

Тассо родился в 1544 в Сорренто в аристократической семье. Его мать Порция дей Росси была неаполитанкой по происхождению. Тассо родился в отсутствие своего отца, Бернардо Тассо, занимавшего в то время должность секретаря Ферранте Сансеверино, салернского князя. Отец вернулся в Сорренто в январе 1545; летом того же года перебрался в Салерно, где прошло раннее детство Торквато. Затем Бернардо был отправлен в ссылку; с 1550 жил с семьёй в Неаполе.

Торквато учился в иезуитской коллегии, блестяще овладел латынью, греческим языком и риторикой. В 1554 Бернардо Тассо получает дозволение жить в Риме; родители его жены запретили ей следовать за ним, и Торквато отправился к отцу в одиночку. В 1556 Порция скоропостижно скончалась при неясных обстоятельствах. Вскоре Бернардо отправил сына к своим родителям в Бергамо, а сам служил в Урбино, у Гвидобальдо Урбинского. Через несколько месяцев сын присоединился к нему; здесь Торквато усердно занимался древними писателями, особенно Вергилием и Гомером. Его товарищем по играм был юный Франческо Мария II делла Ровере. Весной 1559 Бернардо отправился в Венецию, чтобы следить за выходом в свет своей поэмы "Амадиджи"; сын последовал за ним. В это время Торквато сочиняет свои первые стихотворения (некоторые из них вошли в коллективный сборник 1561 года) и задумывает поэму "Ринальдо", где рисуется идеальный рыцарь, руководимый честолюбием и любовью к даме. Материал взят из классических авторов; встречаются прямые заимствования из Вергилия и Ливия. На досуге Торквато хорошо изучил Платона и Аристотеля, занимался Данте и писал комментарии к "Божественной Комедии". В 1560 году отец отправил сына в Падую изучать юриспруденцию, которая могла бы его обеспечить материально; но в здешнем университете Тассо гораздо более занимался поэзией и философией, чем правом.

Особенно значительный вклад в интеллектуальное развитие Торквато внёс Спероне Сперони. В 1562 году в Венеции вышла в свет поэма "Ринальдо". В 1563-начале 1564 года Торквато продолжил обучение в Болонье, но был вынужден покинуть город из-за направленных против соучеников и профессоров сатир.

Мантуя и Феррара

По приглашению молодого принца Шипионе Гонзага Торквато вернулся в Падую, где продолжил обучение и был избран членом Академии Этереи; выступал в стенах Академии с чтением своих стихов. Находясь летом 1564 года в Мантуе, полюбил Лауру Пеперара, посвятил ей ряд стихотворений. Закончил университет летом 1565 года и по приглашению кардинала Луиджи Д'Эсте (брата герцога Феррарского) прибыл в Феррару. Был благосклонно принят при дворе герцога Альфонса II Феррарского: его учёность и поэтический талант придавали новый блеск двору. На первых порах Тассо был ослеплен и очарован феррарским двором. Особенно ценили его придворные дамы, во главе которых стояли Марфиза д’Эсте и сестры герцога, Лукреция и Элеонора. При дворе Тассо познакомился с известными литераторами, включая Б. Гварини и Дж. Пинью. В октябре 1570 года Тассо вместе с кардиналом Луиджи Д'Эсте отправился во Францию, где познакомился с Пьером Ронсаром; однако уже в марте следующего года из-за материальных затруднений своего покровителя покинул Париж. По возвращении недолго находился в Ферраре; с января 1572 года получал жалованье при дворе герцога, не выполняя никаких определённых функций; сопровождал герцога в поездках в Рим, Пезаро, Венецию.

В 1573 году Тассо написал пасторальную драму "Аминта", которая является одним из наиболее известных его сочинений. Работа над "Освобождённым Иерусалимом" была завершена в апреле 1575 г. После завершения работы посетил Рим по случаю юбилейного года. На протяжении всего 1576 года усердно, порой мучительно работал над усовершенствованием поэмы. В апреле того же года, на Пасху посетил Модену, в сентябре произошла публичная стычка Тассо с неким Эрколе Фуччи, в ходе которой поэт получил сильный удар палкой по голове; вернулся в Модену, где слагал стихи в честь здешней поэтессы Тарквинии Мольца; вернулся в Феррару в январе 1577 года.

Начало болезни

Историк литературы Андреев М.Л. писал о Торквато Тассо:

"...К середине 70-х годов у него стали обнаруживаться всё более явные признаки мании преследования: болезненная подозрительность, переходящая в навязчивые страхи и разрешившаяся в один июньский день 1577 г. приступом безумия — на глазах Лукреции Д'Эсте он напал с ножом на слугу. Подвергнутый аресту в герцогском дворце, он в ночь на 27 июля бежал, переодешись в чужое платье, и отправился через всю Италию в Сорренто, к сестре, где, не доверяя ей, также поначалу выдавал себя за другого. Но и здесь, даже убедившись в родственной преданности Корнелии, он долго не задержался, и следующие полтора года прошли в метаниях между Римом, Мантуей, Венецией, Пезаро, Турином, пока в феврале 1579 г. он вновь не оказался в Ферраре в канун бракосочетания герцога и Маргариты Гонзага. В разгар свадебных торжеств, 11 марта, в день его тридцатипятилетия, им вновь овладело безумие, он обрушился с угрозами на придворных и был отправлен не в тюрьму даже, а в лечебницу, где его как буйнопомешанного посадили на цепь"

Пребывание в "Святой Анне"

В больнице Святой Анны поэт в итоге провёл семь лет, однако условия его содержания не всегда были одинаково суровыми. Временами его вывозили за город и, по-видимому, иногда ему дозволялось прогуливаться по улице, что делает вполне вероятной встречу Тассо с Мишелем Монтенем, находившимся в Ферраре в ноябре 1580 года. И действительно, в "Опытах" содержится упоминание о жалком состоянии великого итальянского поэта; при этом, однако, в своём путевом дневнике Монтень обходит эту (гипотетическую!) встречу молчанием. В июле 1586 года друг Тассо Винченцо Гонзага отвёз поэта в Мантую, где он мог в относительном спокойствии работать, но довольно скоро с тем случился новый приступ болезни. В октябре 1587 года Тассо бежал из больницы, через Болонью отправился в Рим, а затем в марте 1588 г. прибыл в Неаполь и поселился в монастыре оливетанцев.

Последние годы

В ноябре 1588 года Тассо вновь отправился в Рим, где жил под покровительством Шипионе Гонзага до августа 1589 года; в связи с неадекватным поведением был изгнан и вернулся в монастырь. В 1590-1591 поочерёдно жил во Флоренции, Риме, Мантуе. В январе 1592 по приглашению Маттео Капуанского, принца Конка, отправился в Неаполь. В последние годы жизни поэт создаёт новую версию своего главного труда — поэму "Завоёванный Иерусалим", которая выдержана в русле идеологических установок Контрреформации. По словам Н.Г. Елиной, в "Завоёванном Иерусалиме" "усилилась риторика и религиозная патетика; поэма стала монументальнее и тяжелее. Нарушилось равновесие между различными стилями, характерное для Освобожденного Иерусалима". В ноябре 1594 года получил от папы приглашение прибыть в Рим, чтобы его как великого поэта короновали на Капитолийском холме. Прибыв туда совершенно больным, Тассо в апреле 1595 года нашёл приют на холме Яникул, в монастыре Сант-Онофрио, где, как ему казалось, воздух был для него более целительным. 25 апреля 1595 года, так и не дожив до коронования, Торквато Тассо умирает. Великий поэт похоронен в Трастевере, в церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо.

Библиография

Основные сочинения

Поэма "Ринальдо" (1562).

"Любовные стихотворения" (1581—1593).

Пасторальная драма "Аминта" (1573, опубл. 1580).

Трагедия "Король Торрисмондо" (в первом варианте "Галеальт король Норвегии", ок. 1574, переработана в годы пребывания в Св. Анне).

Поэма "Освобождённый Иерусалим" (1559—1575).

Сильно переработанная версия поэмы под названием "Завоёванный Иерусалим" (1593).

Трактат "Рассуждение о поэтическом искусстве" (1587).

Незавершённая поэма "Гора Оливето" (1588).

Философская поэма "Сотворённый мир" (1592—1594, опубл. 1607), перекликающаяся с поэмой Дю Бартаса "Седмица".

Трактат "Рассуждение о героической поэме" (1597).

Диалоги на философские, эстетические, этические и социальные темы (публиковались с 1580).

Переводы на русский язык

Освобожденный Иерусалим, пер. с французск. М. Попова, ч. 1—2, М., 1772; то же, 2 изд., ч. 1—2, М., 1787;

Освобожденный Иерусалим, перевел с итал. подлинника А. Шишков, ч. 1—2, СПБ, 1818—1819;

Освобождённый Иерусалим, пер. С. Москотильникова, ч. 1—2, М., 1819; то же, 2 изд., ч. 1—2, М., 1820—1821;

Освобожденный Иерусалим, пер. С. А. Раича, ч. 1—4, М., 1828;

Освобожденный Иерусалим, пер. с итал. А. Мерзлякова, ч. 1—2, М., 1828;

Освобожденный Иерусалим, пер. Ф. В. Ливанова, ч. I, СПБ, 1862;

Освобожденный Иерусалим, перевел с итал. размером подлинника, Д. Мин, 3 тт., изд. А. С. Суворина, СПБ (1900) (в серии: Дешевая биб-ка, NN 208—210);

Освобожденный Иерусалим, пер. В. С. Лихачова, кн. 1—4, изд. А. А. Каспари, СПБ (1910) (прилож. к журн. "Родина");

Освобожденный Ерусалим, пер. Ореста Головнина (Р. Брандта), т. I—II, М., 1911—1912;

С. Щедрин. Дом Торквато Тассо в Сорренто. 1820

Освобожденный Иерусалим (Песни I—III) / Пер. А. Б. Махова // Дантовские чтения. 2004. / Под общ. ред. А. Илюшина. — М., 2005. — С. 184—242.

Освобожденный Иерусалим / Пер. В. С. Лихачева; подготовка текста, предисл., коммент. А. О. Дёмина. — СПб.: Наука, 2007.

Тассовы мечтания, пер. с итал. Н. Остолопова, 2 изд., СПБ, 1819;

Аминта (Пастораль), пер. в стихах М. Столярова и М. Эйхенгольца, вступ. ст. и комментарии М. Эйхенгольца, Гос. изд., М., 1921; то же, изд. "Academia", М. — Л., 1937.

Тассо в отечественной критике

Батюшков К. Н. Сочинения, изд. П. Н. Батюшковым, т. II, СПБ, 1885 (ст. "Ариост и Тасс" и Заметки К. Н. Батюшкова на принадлежавшем ему экземпляре "Gerusalemme Liberata");

Корелин М. Торквато Тассо и его век, "Исторический вестник", 1883, NN 7—9; Ла-Барт Ф. де, Беседы по истории всеобщей литературы, ч. I, изд. 2, М., 1914; Овэтт А., Итальянская литература, Гос. изд., М., 1922;

Каплинский В. Я. Теория эпоса молодого Тассо, "Ученые записки Саратовского гос. им. Н. Г. Чернышевского ун-та", т. VII, вып. III, Саратов, 1929;

Эйхенгольц М. Пастораль Тассо "Аминта" и феррарский театр в конце XVI века, в кн.: Тассо Т., Аминта, М. — Л., 1937.

Пильщиков И. А. Батюшков и литература Италии: Филологические разыскания, Под редакцией М. И. Шапира. — Москва: Языки славянской культуры. — 2003. — 314 с. (Philologica russica et speculativa; T. III).

Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги, Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...