Биография Луиджи Пульчи

род. 1432 - 1484 ум.
0
0

Луиджи Пульчи (итал. Luigi Pulci; 15 августа 1432, Флоренция — 11 ноября 1484, Падуя) — итальянский поэт-гуманист.

Биография

Род Пульчи, из заметных во Флоренции, упал бесповоротно за время жизни отца Луиджи, Якопо: в прошлом и подеста, и капитан, он кончил несостоятельным должником и как таковой был навечно, вместе с потомством, лишен права занимать какие-либо должности в городской магистратуре.

Начинал Пульчи с должности клиента в доме Франческо Кастеллани: вёл счета, бывал на посылках, провожал хозяйских детей в школу. В 1461 году вошёл в дом Медичи.

До 1469 года Пульчи покровительствовали Медичи, в особенности Лоренцо Медичи, поручавший Пульчи второстепенные дипломатические миссии (он справлялся с ними без особого успеха). Мать Лоренцо Лукреция заказала Пульчи его знаменитую поэму "Морганте". В 1470 г. Пульчи поступил на службу к кондотьеру Роберто Сансеверино.

Брат Луиджи Пульчи Лука (1431—1470) также был писателем. Он пытался стать банкиром и умер нищим.

Пульчи имел репутацию безбожника и потому был похоронен в неосвященной земле.

Творчество

Основное сочинение Пульчи — эпическая поэма из 23 песен "Морганте" (между 1478—1480 гг.). Второе издание — "Большой Морганте" — из 28 песен вышло в 1482 г. В основу произведения положена народная поэма XIV в. о приключениях рыцаря Орландо (Роланда) и его оруженосца великана Морганте. Сочинение Пульчи оказало влияние на творчество Франсуа Рабле.

Из малых его произведений наиболее интересны бурлескные сонеты и поэма "Бека из Дикомано" (1472). Последняя является хлесткой пародией на "Ненчу из Барберино", идиллию, принадлежащую перу Лоренцо Медичи. Пульчи — непревзойденный мастер "хвостатого" сонета. Его сонеты отличаются изысканной версификацией, смелостью метафор и обилием непристойностей. Мишенью ядовитой сатиры Луиджи Пульчи становились многие из его знаменитых современников, в том числе Марсилио Фичино и Бартоломео Скала. Интересны сонеты, написанные на так называемом "ломаном" языке, имитирующем диалекты Неаполя, Милана и Сиены, а также с использованием флорентийского жаргона. Значительная часть сонетного творчества Пульчи относится к разгоревшейся в середине 1470-х годов его поэтической полемике с Маттео Франко, священником и поэтом.

Два отрывка из "Большого Морганте" Пульчи в переводе С. В. Шервинского впервые были опубликованы в серии "Библиотека всемирной литературы" (кн. "Европейские поэты Возрождения", 1974). Ещё один фрагмент вошел в хрестоматию Б.Пурищева (1978). Ранее этого времени публикаций Пульчи, как отдельных, так и в сборниках, в России не выявлено. В антологии "Итальянская поэзия в русских переводах" (М., Радуга, 1992) опубликовано два сонета в переводе Р. Дубровкина.

В 2009—2012 годах избранные малые произведения поэта на русский язык переводил А.Триандафилиди. В их число вошли комическая поэма "Бека из Дикомано", канцона "С тех пор как Лавра я не вижу боле…" и 32 сонета.

Публикации

Пульчи Л. Большой Моргант : отрывки // Европейские поэты Возрождения / Сост. Е. Романовича, А. Романенко, Л. Гинзбурга и др.. — М. : Художественная литература, 1974. — С. 63—68. — 736 с. — (Библиотека всемирной литературы. Сер. первая ; т. 32).

Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги, Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...