по оригиналам
по переводам
Поиск стихотворения-оригинала
Поиск стихотворения-перевода

Биография Акакия Церетели

род. 1840 - 1915 ум.
0
0

Ака́кий Росто́мович Церете́ли (груз. აკაკი წერეთელი; 9 (21) июня 1840 — 26 января (8 февраля) 1915) — видный грузинский поэт, писатель, идейный предводитель национально-освободительного движения Грузии, мыслитель-просветитель и национальная общественная фигура.

Жизнь и творчество

Родился в Имерети, в селе Схвитори (ныне Сачхерский район Грузии) 9 (21) июня 1840 года в известной грузинской княжеской фамилии Церетели.

Отец — князь Ростом Церетели. В соответствии со старой традицией Акакий до шести лет воспитывался в деревне Саване в крестьянской семье; это обстоятельство наложило отпечаток на его творчество и сделало знатоком крестьянской жизни. Впоследствии он с гордостью вспоминал: "Если что-нибудь и есть во мне хорошего и доброго, то этим главным образам я обязан тому, что рос в деревне, вместе с сыновьями крестьян".

С 1850 года Акакий Церетели учился в Кутаисской гимназии. Из этого училища, где царил дух деспотизма, он вместо аттестата вынес жгучую ненависть к угнетателям и горячую любовь к угнетенным. В 1859—1862 гг. Церетели был вольным слушателем факультета восточных языков Петербургского университета. В стенах университета юношеские патриотические увлечения А. Церетели превратились в стройное гуманистическое, патриотическое мировоззрение. Ещё в студенческие годы он начал бороться против либерального патриотизма и царизма. На протяжении почти 60-летней деятельности заветной мечтой великого поэта и мыслителя являлся идеальный человек без сословных отличий, "человечный человек".

Возвратившись из Петербурга на родину в 1862 году, А. Церетели не примыкает формально ни к одной из тогдашних общественных группировок. Он становится профессиональным писателем и до конца своей жизни в борьбе против царизма. До 1870-х годов Церетели продолжал защищать своеобразную национальную программу в журнале "Цискари", потом сотрудничал в газетах "Дроэба" и "Тифлисский вестник", не во всем соглашаясь, однако, с руководившими этими органами радикал-демократами.

В 1880-х годах он продолжал борьбу за национальное и социальное освобождение "низшего сословия" путём его просвещения на страницах гуманистической ("Иверия") и народнической ("Шрома" — "Труд" и "Имеди" — "Надежда") прессы. В 1890-х годах А. Церетели критиковал отрыв интеллигентов-руководителей от простого народа в радикально-демократической газете "Квали" ("Борозда"), а надежду на освобождение всей нации, и в частности "низшего сословия", путём низвержения царизма возлагал на революционную деятельность социал-демократов и социал-федералистов. На протяжении многих десятилетий он неустанно боролся за возрождение грузинской прессы, театра, всей грузинской культуры.

Великий грузинский просветитель Акакий Церетели последовательно и до конца выступал непримиримым врагом царизма и крепостничества. С восхищением встретил он освобождение крестьян в Грузии в 1864 года, но, противник крепостного права, защищавший крестьянство, Церетели остался неудовлетворенным царской реформой, которая, по его словам, "была хорошей только по форме, а по содержанию — негодной". "Крепостническая зависимость пала, — писал А. Церетели, — но не так, как надобно было. Помещики уже не владели душами крепостных как животных, но крестьянство осталось без земли". Он был сторонником полного уничтожения остатков крепостничества и действительного освобождения крестьян. И хотя в годы, последовавшие за крестьянской реформой, это не осуществилось, он считал "приятным то обстоятельство", что "земля от высшего сословия постепенно переходила в руки трудящихся".

Художественные произведения Акакия Церетели являются классическими образцами идейности и народности. Его "Песня рабочих", "Имеретинская колыбельная", "Кинжал", "Желание", "Цицинатела", "Сулико", "Рассвет", "Чонгури", "Тарнике Эристави", "Натэла", "Баграт Великий", "Воспитатель", "Маленький Кахи", "Баши-Ачук" и др. воспитывали и утверждали в грузинском народе патриотические идеалы.

Как логическое следствие мировоззрения великого грузинского поэта-просветителя и вообще просветительской идеологии национально-освободительного движения Грузии было идейное участие Акакия Церетели в революции 1905 года на стороне восставшего против самодержавия народа. Патриотически-националистическое мировоззрение Акакия Церетели идейно подготавливало борцов за свободу, за что царские власти постоянно преследовали, а иногда даже заключали в тюрьму великого поэта-просветителя.

Акакий Церетели был не только поэтом, но и мыслителем. Его гуманистическая философия, реалистическая эстетика и социология сильными и оригинальными потоками вливаются в просветительскую мысль освободительного движения Грузии. Его гуманистическая точка зрения об единстве духовного и светского, небесного и земного, о преимуществе национального и человеческого по сравнению с групповыми и классовыми явлениями была его мерилом ценности общественных явлений. По его мнению, проявлением нераздельного единства небесного и земного является, в частности, художественное творчество, "сильнейшее и вернейшее оружие, которое должно натачиваться правдой жизни и не слабея утверждаться и употребляться на благо родины", помогать угнетенным в борьбе против угнетателей. С его именем нераздельно связана полувековая история национально-освободительного движения грузинского народа.

Церетели был близким другом князя Ильи Чавчавадзе, грузинского интеллектуала и молодёжного лидера. Поколение 1860-х последовало за Чавчавадзе и Церетели в просвещении и возрождении грузинского народа, а также самоидентификации грузин.

Он автор сотен патриотических, исторических, лирических и сатирических поэм, юмористических рассказов и биографических романов. Акакий Церетели также проявил себя на образовательном, журналистском и театральном поприще.

Известная грузинская народная песня Сулико написана на слова Акакия Церетели.

Он умер 26 января (8 февраля) 1915 и был похоронен на Пантеоне Мтацминда в Тбилиси.

Жена: Наталья Петровна Базилевская (ум. 1933), похоронена на кладбище Сент-Уан, под Парижем.

Сын: Алексей Церетели (1864—1942), знаменитый русский антрепренёр.

Мариам Якобашвили, родом из родного села Акакия Церетели Схвитори, хорошо помнила великого поэта, особенно то, как гениальный старец собирал вокруг себя детей и наставлял их: "Учитесь, дети мои, учитесь! Большего богатства вы не сумеете обрести!"

Память

В селе Схвитори открыт музей Церетели (1939).

В 1947 году снят художественный фильм "Колыбель поэта", режиссёр Константин Пипинашвили. В основу фильма положена биографическая повесть Акакия Церетели "Пережитое".

В 1956 году снят художественный фильм "Баши-Ачук" по одноименной повести, режиссёр Лео Эсакия.

В 1960 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Церетели.

В память о поэте назван один из центральных проспектов Тбилиси.

Одна из центральных улиц Батуми названа в честь Акакия Ростомовича.

Имя было присвоено Чиатурскому государственному драматическому театру.

Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...