Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал!
Н. А. Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды. Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как "Размышления у парадного подъезда".
Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Причем веришь художнику без всяких сомнений — он доказывал свою правоту неоднократно. Вот парадный подъезд. По торжественным дням. Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям... Привычка к рабскому низкопоклонству "свободных граждан" почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
Поэт дает волю сатире, он презирает этих "холопов души" и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как "выражение уважения" к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму. Вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.
От него и к нему то и знай по утрам
Все курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.
Простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до "высокой" особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его Бог!"
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
Покорность и всепрощение недопустимы. Некрасов возмущен долготерпением народа. Поэт выступает добровольным защитником "бесправных" и "бессловесных". Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но ...счастливые глухи к добру... Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни "счастливого" и его кончину.
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,— как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)...
Ибо все в этом мире поклоняются золотому тельцу, нет никаких родственных чувств, а лишь видимость их. Но поэт осуждает и покорность народа. Он задает вопрос, на который нет ответа.
Что же значит твой сон бесконечный?
Ты проснешься, исполненный сил.
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил:
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Это уже не просто заступничество за народ, а призыв к бунту, воззвание патриота, не имеющего сил молчать, видя несправедливость власти, и еще большее возмущение, боль и горечь от покорности народа, не умеющего, а скорее не желающего подняться на собственную защиту, распрямиться, почувствовать себя личностью, достойной внимания и уважения.