Очень интересно представление Некрасова о музе. Царица поэтического вдохновения становится для Некрасова постоянной спутницей. Но она не забавляет его воспеванием красоты и великолепия мира. Нет, муза Некрасова — это "печальная спутница печальных бедняков". Она скорбит вместе с поэтом, плачет от сострадания к судьбе несчастных людей. Муза зовет Некрасова к мщению, заставляет дать страшную клятву — посвятить свою жизнь служению людям. Стихотворение "Муза" заставляет читателя задуматься о том, как воспринимает поэт свой дар, какую обязанность берет на себя. В стихотворении "Элегия" есть такие строчки:
Шепнула муза мне: — Пора идти вперед: Народ освобожден, Но счастлив ли народ?..
Эти строки ясно показывают читателю, что своим долгом поэт считал постоянную борьбу за счастье народа:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Поэт искренне переживает за судьбу простых людей. Муза заставляет поэта не только воспевать все прекрасное, что есть на свете. Прежде всего муза, богиня искусств, помогает Некрасову использовать свой поэтический дар для того, чтобы с особой реалистичностью и остротой показать картины народных несчастий, Как бы ни хотелось забыть все, что связано с судьбой народа, это невозможно. Муза заставляет Некрасова с особым состраданием относиться к чужой беде.
Короткое стихотворение "Вчерашний день, часу в шестом" показывает, как поэт воспринимает музу. В данном стихотворении крестьянка сравнивается с богиней искусств и поэзии. Муза заставляет поэта забыть обо всем и воспевать то, что производит на него особое впечатление. Муза заставляет иначе взглянуть на самые обыденные явления. Поэт называет крестьянку "сестрой Музы" именно потому, что ее образ заставил его с болью скорбеть о несчастной судьбе простой женщины. Крестьянка унижена, сцена ее избиения — яркий пример бесчеловечности и жестокости общества. Правящий класс порабощает тело и души своих рабов. И многие относятся к этому совершенно спокойно. Только поэт искренен в проявлении собственных чувств.