ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ В САТИРИЧЕСКИХ СКАЗКАХ ПОЭТА В. ВЫСОЦКОГО

6 мин.
20
0
из песочницы
ALLPOETRY
2012-10-23 21:52:40

Песни-сказки Высоцкого: "Лукоморья больше нет", "Про дикого вепря"

Любимого лирического героя Высоцкого мы узнаем и в его песнях-сказках. Сам Высоцкий говорил о том, что он ценит прежде всего в человеке: "В мужчине ценю сочетание доброты, силы и ума. Когда я надписываю фотографии пацанам, подросткам и даже детям – хоть это к делу не относится, – обязательно пишу ему: “Вырасти сильным, умным и добрым”. А женщине я написал бы: “Будь умной, красивой и доброй”". Обращаясь к сказочным сюжетам, поэт их трансформирует, осовременивает, но герой остается истинно русским, бескорыстным, своеобразным Иванушкой-дурачком, который в конце концов оказывается самым умным. Высоцкий награждает его еще и своим автобиографическим качеством – "поперечностью", правом самостоятельного выбора в противовес навязыванию чужого мнения. Таков герой сказки "Про дикого вепря" (1966), где "опальный стрелок", своего рода диссидент, берется спасти родное королевство от страшного зверя, но при этом категорически отказывается принять в качестве награды королевскую дочь:

А стрелок: "Да это что за награда?!

Мне бы – выкатить портвейну бадью!"

Мол, принцессу мне и даром не надо, –

Чуду-юду я и так победю!

Особенно интересна с этой точки зрения песня "Лукоморья больше нет" (1967), которую автор назвал "антисказкой". Любя Высоцкого, слушатели прощали поэту многое. Простили и своеобразную пародию на пролог к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". Впрочем, правильнее было бы говорить в данном случае о творческом использовании пушкинских мотивов. В русской литературе издавна классические стихи использовались для злободневных памфлетов и фельетонов. Классический шедевр в таких случаях играет роль эталона, гармоничного идеала, на фоне которого рисуется дисгармоничная действительность. Процитируем отдельные строфы из этой песни:

Лукоморья больше нет,

От дубов простыл и след, –

Дуб годится на паркет – так ведь нет:

Выходили из избы

Здоровенные жлобы –

Порубили все дубы на гробы.

Ты уймись, уймись, тоска,

У меня в груди!

Это – только присказка,

Сказка – впереди...

Тридцать три богатыря

Порешили, что зазря

Берегли они царя и моря, –

Кажный взял себе надел –

Кур завел – и в ем сидел,

Охраняя свой удел не у дел.

Здесь и вправду ходит Кот, –

Как направо – так поет,

Как налево – так загнет анекдот, –

Но, ученый сукин сын,

Цепь златую снес в торгсин

И на выручку – один – в магазин.

Бородатый Черномор –

Лукоморский первый вор –

Он давно б Людмилу спер, – ох, хитер!

Ловко пользуется, тать,

Тем, что может он летать:

Зазеваешься – он хвать! – и тикать.

................................................

В общем, значит, не секрет:

Лукоморья больше нет, –

Все, про что писал поэт, это – бред.

Ты уймись, уймись, тоска, –

Душу мне не рань!

Раз уж это присказка –

Значит, сказка – дрянь.

Не всякому изысканному вкусу удовлетворяет это стихотворение, но в оригинальности, в остроумии и большой общественно-политической точности этому стихотворению отказать нельзя. И эта смешная песня-сказка на самом деле тоже очень грустная. У Пушкина знаменитый дуб ("У Лукоморья дуб зеленый...") является символом лада, гармонии, выражением русского национального духа, каким он сложился за целое тысячелетие. Гармоничен, напевен и сам пушкинский стих, его ритм, размеренный и плавный. Песня же Высоцкого написана о том, что в нашем русском отечестве наступил разлад, все пошло вкривь и вкось. И ритм стиха у Высоцкого иной – сбивчивый, прерывистый, дисгармоничный.

Мир пушкинской сказки светел, музыкален, гармоничен. Современный же мир в зеркале "антисказки" Высоцкого – это мир не чудесный, но чудовищный. Пронзителен, горек вывод автора... "Сегодняшнюю прозаическую действительность поэт поверяет меркой “старинного”, гармонического стиля, соотносит с моделью мироздания, явленной в пушкинском тексте. Сравнение, как видим, не в пользу современности – отсюда и ощущение боли, трагического сарказма"6.

В этой песне-сказке пушкинская ее основа очевидна и открыто обыгрывается. Но у Высоцкого в других текстах много скрытого, непрямого цитирования из самых разных произведений русской литературы. Поэтому чтение Высоцкого не всегда может быть легким, и с большей полнотой его тексты может понять только читатель подготовленный, знающий русскую классическую литературу.

Мне помогло !
Жалоба
Печать
Использование сайта означает согласие с пользовательским соглашением
Оплачивая услуги, Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...