АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА "НОЧЬ. НЕ СЛЫШНО ГОРОДСКОГО ШУМА..."

9 мин.
12
1
ALLPOETRY | 10-09-2012 20:30:16
из песочницы

Анализ стихотворения А.А. Фета "Ночь. Не слышно городского шума..."

Порой каждому человеку хочется убежать от реальности, проблем, от пустой и глупой суеты, скрыться от всех людей, чтобы остаться наедине со своими мыслями, переживаниями. Нередко такое душевное состояние было отражено поэтами в художественных творениях. Именно так в стихотворении А. А. Фета лирический субъект, скрывшись от "городского шума", оказывается наедине с природой, с таинством ночи. Уже с первых строк ощущается его одиночество, на что указывает и эпитет "сердце грустное".

Герой находится в состоянии рефлексии, то есть пытается понять свое внутреннее душевное состояние, его размышления полны противоречий и сомнений ("Что ж такое?", "Нет, не объяснишь..."), что ярко выражено и подчеркнуто противительным союзом "но" ("Но оно так пламенно…"). Антитеза проявляется и в цветописи: светлые краски сменяются темными, что рисуют и эпитеты: "светла, прозрачна дума", "темной грусти". Но не только в "черно-белых" тонах представлена картина. Образы любви, искры, звезды ассоциируются с красными, желтыми цветами. Они делают изображение красочнее, ярче, символизируют радость, любовь, полноту жизни, страсть, счастье. Риторические вопросы также противопоставляются: "Близкая утрата?", "Или радость?". Лирический субъект находится во внутреннем диалоге, то есть, задавая вопросы, он сам старается найти решение: "Нет, не объяснишь". Однако, не получив ответа, он осознает непостижимость мира, человеческой души, обращается к Творцу с благодарностью за красоту, искусство, природу, за все то, что включает в себя емкое слово "жизнь". Любовь для поэта также относится к некоторому божественному, высокому, идеальному чувству, за создание которого стоит благодарить Бога. Неслучайно с самых первых строк возникает образ небес и звезды. Она (звезда) заронила думу в сердце лирического субъекта, то есть любовь. Инверсия играет важную стилистическую роль в стихотворении, она повышает выразительность поэтической речи, усиливая смысловую нагрузку слова, вынесенного в начало стиха: "Тайно в сердце грустное мое". Поэт указывает на таинственность возникновения этого чувства. Лирический субъект ему рад ("И давнейшей гостье опыт рад"), мы также это видим из описания любви в светлых красках. Поэт неслучайно использует высокую лексику: он возвышает чувство, придает ему особую значимость ("взоров", "незримой"). Стихотворное творение по жанру напоминает элегию, поскольку передает глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Темы, раскрытые в произведении, также относятся к наиболее распространенным темам данного жанра: созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о любви, жизни.

Романтический антураж великолепно соответствует настроению и состоянию лирического субъекта: "Тихо все, покойно…" Упоение красотой мира, природы плавно сменяется наслаждением, прелестью чувства любви. Интонации меняются: от спокойных переходят к более тревожным, к риторическим вопросам, что рисует взволнованность героя. Ассонанс звуков "а", "е" передает великолепие, некую приятность, нежность. Музыкальность строк во многом достигается благодаря звукописи. Безупречная стройность стиха воспринимается слухом как абсолютная гармоническая мелодия. Выбранный поэтом стихотворный размер (пятистопный хорей) не противоречит элегическому настроению произведения. Пиррихии облегчают этот размер и также придают особую мелодичность. Перекрестная рифмовка также способствует этому.

Лирика А.А. Фета исключительно изящна, она восхитительно передает все оттенки красок в мире природы, очарования любви. Она составляет важную часть нашей культуры, которой по праву гордится каждый русский человек.

Мне помогло !
жалоба
Использование сайта означает согласие с пользовательсим соглашением
Оплачивая услуги, Вы принимаете оферту
Информация о cookies
Ждите...